Моя вязальная биография началась еще в
детстве, лет в 9-10, под руководством
прабабушки. Она сажала меня рядом с собой, и я ковыряла крючком половички из
старых вещей, распущенных на ленты. Сама прабабушка вязала из козьей шерсти
носки, варежки, перчатки, платки и шарфы. Совершенно неграмотная, вместо
подписи ставившая крестик, она, между тем, умела рассчитывать петли,
и вывязывала красивую кайму на
платках. Я помню, что в большой комнате, считавшейся залом, отец набивал
гвоздики на полу, чтобы заблокировать очередной шарф или платок, связанный
бабушкой. К сожалению, мне интереснее
было что-то шить, чем вязать, поэтому
долгое время безжалостно кромсала ткань, получая нагоняй от мамы за испорченные отрезы. Позже, в начале 90-х,
когда родилась моя дочь, умение шить здорово помогло. Я подрабатывала
перелицовкой, пошивом домашних платьев
незамысловатого фасона. Но это было потом.
К вязанию я вернулась после окончания
школы. Взяла в библиотеке «Азбуку
вязания» Максимовой, и на старых прабабушкиных спицах, сделанных из
велосипедных, связала свою первую шапку. Потом были джемпера из турецкого
акрила, из моточков, собранных по
знакомым. Дочке вязала шапочки и кофточки, пока она была маленькой. Став
подростком, она отказалась надевать самодельные вещи из-за травли одноклассников. Да, было и такое. Когда дочь ушла в
готику, перестала слушать и слышать
меня, и кого бы то ни было, чтобы не
сойти с ума, я взялась за спицы. Вначале 2000-х
на рынке в больших количествах
появилась кавказская пряжа. Очень бюджетная, палитра красок невероятная. И я покупала эту пряжу, предварительно
набросав эскиз пледа, и вязала часами до боли в руках. Наверное, только это
помогло мне выдержать тот период, черный, вязкий, когда дочь не приходила
домой, и приходилось бегать по ночному городу, вытаскивая ее из разных
сомнительных компаний. Период пледов
закончился так же внезапно, как и начался. Большую часть навязанного я
подарила, оставив себе только самые любимые. Дочь успокоилась, готика ушла в
прошлое. И она потихоньку начинает носить связанные мною вещи.
В 2010-м
дома появился интернет. И мне открылся совсем другой вязальный мир –
хорошей пряжи, модных журналов, брендовых спиц.
Вязание заиграло другими красками. Появилась возможность
заказывать пряжу в интернет-магазинах, общаться на вязальных форумах с
рукодельницами из других городов, и даже стран. Хотелось вязать все и сразу,
хотелось попробовать новую пряжу, новые
спицы. Я бросалась на каждую модель, которую
показывали на форуме, просила схему, и даже пыталась вязать. Но выглядевшая изысканно на модели, вещь на мне
порою вообще не смотрелась. Форумчанки истово обсуждали работы известных
модельеров, идеально сажали вязаную вещь на
себя, находя дефекты даже в подиумных моделях. Приходило чувство
беспомощности, неуверенности в себе – другие могут, а у меня ничего не выходит,
что ни свяжу, то мешок мешком. И только спустя какое-то время пришло понимание
себя, своих желаний. Пряжи перепробовано много – и люксовой, и бюджетной. В моем арсенале
инструментов спицы дорогих марок соседствуют со своими китайскими
родственниками. На полке, рядом с первой
книгой по вязанию – Максимова, да – стоят книги зарубежных авторов, вязальный
Вог. Я перестала стесняться того, что не вяжу
модели именитых дизайнеров из
люксовой пряжи, а вяжу свою любимую лицевую гладь, полупатентную резинку из
бюджетных Ализе, Газзал, Фибра Натуры. И модели
рисую сама:) Вязальный ютуб дал
очень много в плане разных навыков и умений.
Всегда считала, что умею вязать, но с открытием ютуба поняла – ничего не
умею. Многому училась и учусь, и благодарна рукодельницам, снимающим бесплатные
мастер-классы. Постепенно осваиваю
крючок, радуюсь тому, что купленная ранее тонкая пряжа теперь тоже
пойдет в дело. Да, о деле.
Несмотря на приобретенные знания, безграничную любовь к
вязанию, вяжу мало. Обязательный проект
– один в году – в подарок дочери к дню рождения. Джемпера шапки-шарфы себе, брату не нравится рукотворный трикотаж,
мама не любит ничего нового. Вяжу-распускаю. Практически не перевязываю, потому
что поняла, что даже перевязанная вещь все равно лежит в шкафу. Мне нравится
сам процесс – подбора пряжи, спиц, вязания образцов, отрисовка моделей.
Нравится сидеть со спицами, перебирать петельки. Конечный результат не важен,
важно состояние покоя, расслабленности, умиротворения. Важны тактильные
ощущения – от пряжи, от скольжения нити по спицам. Мне кажется, что вязаная
вещь должна быть чуточку аутентичной. То есть, вещь должна намекать, что
связана руками, что в нее вложено тепло души рукодельницы. Повторюсь – речь не о небрежности,
неаккуратном вязании, а именно о легком намеке, что все-таки ручная
работа. Когда все идеально, это скучно.
Еще – я коллекционер. Коллекционирую пряжу,
обожаю хлопок, полухлопок. Любимая пряжа
– саммер твид от Рован. Очень нравится
теплая шероховатость нити, ее
бумажная структура. Это не значит, что
вяжу только из нее. Сейчас на спицах два проекта из Ализе Бахар Батик, и
тактильные ощущения от этой пряжи нисколько не хуже. Другие, да. Мерсеризованный хлопок прохладен
и скользок, как вода в лесном ручье. Лен, хлопок со льном – жестковат, полотно
трудно драпируется, влажное стоит колом.
Но со временем становится мягким, приятным к телу. Твид… неоднозначная пряжа. В
запасах есть несколько цветов, но проблема в том, что мне комфортнее в
полушерсти, твид слишком жаркий. Кашемир. По случаю приблудилась бобинка
кашемира горчичного цвета, но что-то не сложилось. То ли цвет не нравится, то
ли отвязанный предыдущей владелицей бобинки, образец. Из мохера на шелке
связала джемпер дочери. Однозначно пряжа не моя.
Люблю пряжу миксовать, сочетать
несочетаемое. Вообще, как мне кажется,
вязание это не столько вид рукоделия, сколько стиль жизни:) Потому что начинаешь искать книги о вязании, и это могут
быть книги не со схемами, а художественные книги, в которых герои либо вяжут,
либо держат магазин пряжи. Постоянно попадаются
то кружки с «вязаным» узором, то какие-то особые корзинки, которые можно
приспособить для хранения пряжи. Процесс увлекателен и бесконечен. Не важно,
сколько будет связано вещей, важно состояние души, эмоции и чувства, которые
испытываешь, когда спицы и нить,
повинуясь твоим рукам, плетут полотно:)
P.S. Изложенное выше - это только мое мнение, мои мысли, которые могут не совпадать с чьим-то еще. Давайте будем взаимовежливы:)
2 комментария:
Почему-то пропустила этот пост, а как много мыслей созвучных с моими. Я тоже вяжу с юности, со школьного возраста. До этого мама научила вязать шарфы, носки, помню шапку-капор, связанною "ежиком". Но когда я училась в 7-8 классе в нашем доме поселилась тетя Люба, великая мастерица, как мне тогда казалось. Я увидела как она вяжет "меланжевое" платье, соединяя красную, черную и какую-то еще нитку и выходит такая красота! Мне кажется что я даже помню этот журнал, по которому она вязала. Я заболела вязанием! И эта любовь до сих пор.
Первая большая вещь для себя - маечка в полоску. Тетя Люба учила вывязывать пройму и горловину, познакомила с книгой Максимовой, потом уже она у меня появилась и долгое время была настольной! А уж сколько связано моими руками, кое что осталось на фото, что-то только в памяти.
И бунтарство дочери мне знакомо. Хотя никто не травил, но ей хотелось покупных вещей. Правда, это быстро прошло, когда в один из дней, надев обнову в школу увидела еще троих в том же платье. Сейчас дочь ценит ручную работу, может потому еще что живет далеко и нечасто ей перепадают мамины вещи.
Вяжу и сейчас, но больше мелочевку. Себе, с выходом на пенсию, вроде нет необходимости, а внуки и далеко и климат совсем другой.
Спасибо, интересно, многое созвучно.
Отправить комментарий